Как микрофлора человека влияет на развитие интеллекта

intelligence-1200

С каждым днем становится все больше доказательств, что симбиотическая микрофлора человека (микробиом) полезна не только для улучшения пищеварения, поддержания иммунитета и метаболизма, но и для нормальной деятельности центральной нервной системы. Поскольку микробы, обитающие в теле человека, способны синтезировать огромное количество нейроактивных соединений (серотонин, норэпинефрин, дофамин, ацетилхолин, γ-аминомасляную кислоту, жирные кислоты и др.), существенное влияние микробного органа человека на функционирование мозга является вполне закономерным. Многими работами выявлено влияние микробиома на умственные способности, в частности на образ мышления, память, восприятие и усваивание новой информации.

Например, грызуны, рожденные в стерильных условиях (то есть, фактически лишенные естественной микрофлоры), проявляли тупость и агрессивность, а также снижение функции памяти по сравнению с обычными животными этой группы. Это привело исследователей к выводу, что колонизация кишечника симбиотическими микробами является критически важной для мозговой активности.

Принято считать, что интеллект ребенка в наибольшей степени определяется генами родителей и факторами среды (питание, воспитание, обучение и др.). Однако не всегда принимается во внимание, что факторы среды начинают действовать на мозг, еще начиная с внутриутробного периода развития организма. И здесь немалую роль играет микрофлора. В целом, микробная колонизация организма младенца проходит параллельно с развитием умственных способностей, которые, как оказалось, сильно зависят от состава микробиоты и ее метаболической активности. Ученые утверждают, что мозг ребенка начинает развиваться сразу после зачатия. Причем образование синапсов между клетками мозга, происходящее в утробе матери, подвергается влиянию многих факторов, в том числе микробной природы. Поэтому нарушение микробиома в начале жизни может повлиять на развитие центральной нервной системы и привести к длительному расстройству как физического, так и психического здоровья, что определяет важность оптимизации процесса формирования микробиома у детей.

Огромную роль в процессе развития интеллекта ребенка играет микробиом матери. При его нарушении развиваются воспалительные процессы, происходят сбои в работе иммунной системы, ослабляется кишечный барьер, в кровь проникают токсические соединения, которые могут проникать через плаценту и значительно повредить центральную нервную систему младенца еще до его рождения. Поэтому оздоровление микробиома беременных играет не менее важную роль в обеспечении физического и психического здоровья будущего ребенка, чем оптимизация его собственного микробиома.

Биологи из Германии и США показали, что длительный прием антибиотиков за счет уничтожения полезных бактерий замедляет рождение новых клеток мозга (нейрогенез), что приводит к ухудшению памяти, связанной с одним из главных центров памяти головного мозга — гиппокампом. Исследователи провели эксперимент на мышах. Семь недель их поили обычной водой, а потом с добавлением антибиотиков. После того, как в воду стали добавлять антибиотики, у животных наблюдалось заметное уменьшение числа новых нервных клеток в гиппокампе, что сопровождалось сильным ухудшением памяти. Ученые объясняют такой результат тем, что бактерии кишечника оказывают влияние на развитие центральной нервной системы. Такое воздействие опосредуется посредством гормонов, продуктов обмена веществ или прямых нервных связей, а также через популяцию специфических клеток иммунной системы (моноцитов), которая работает как дополнительное связующее звено между микробиомом и мозгом. По мнению ученых, восстановление состава и функций микробиома способно вернуть организму адекватное взаимодействие иммунной и нервной системы, то есть вернуть нейрогенез на прежний уровень.

Одно из самых сенсационных открытий совершили ученые из Оксфорда, которые, исследовав микробиом человека, пришли к выводу, что населяющие его бактерии влияют на уровень эмоционального интеллекта (EQ), то есть, способность человека правильно понимать собственные и чужие эмоции, и как следствие, управлять ими. Ученые установили, что микробиом способен менять поведение человека и даже внушать желания, программируя их на удовлетворение потребностей микробов, доминирующих в составе микробиома. И если нежелательные микробы, появляющиеся в составе микробиома при его нарушении, вызывают стрессы и тревоги, делают человека заторможенным, замкнутым, депрессивным, то здоровый микробиом ускоряет реакцию, улучшает внимание и память, помогает управлять эмоциями.

В свою очередь, биологи из университета Северной Каролины выяснили связь между интеллектуальным развитием детей первых двух лет жизни и видовым составом их микрофлоры. Оказалось, что, младенцы, микробиом которых содержал физиологические бактерии определенных видов, быстрее своих сверстников учились говорить, реагировать на внешние стимулы и решать специально подобранные для их возраста задачи.
Микробиом не только играет критическую роль в развитии центральной нервной системы на раннем этапе жизни человека, но он также оказывает значительное воздействие на мозг в преклонном возрасте. Как известно, старение связано с ухудшением сенсорной, моторной и высшей когнитивной функций. Предполагается, что воспалительный процесс, развивающийся при возрастных нарушениях микробиома, играет важную роль в ухудшении когнитивной функции при неврологических расстройствах, в частности при болезни Альцгеймера. Например, в ходе международных исследований ученые установили, что у большинства пациентов с болезнью Альцгеймера имеется серьезный дисбаланс кишечной микрофлоры. Практически аналогичная ситуация наблюдается у детей с аутизмом.

Таким образом, состояние микробиома играет не последнюю роль в развитии интеллектуальных способностей. Поэтому оптимизация микробиома на протяжении всей жизни человека может сыграть позитивную роль в развитии и сохранении его интеллекта. Направить микробные симбионты в полезное для этого русло не так уж и сложно. Сегодня существуют достаточно эффективные средства оздоровления микробиома, которые могут помочь укрепить гематоэнцефалический барьер (барьер между кровью и мозгом) и предупредить попадание в мозг вредных для него соединений. Эти оздоровительные средства могут усиливать экспрессию нейромедиаторов (химических веществ, задействованных в передаче сигналов между нейронами) в гиппокампе, ключевой области мозга, связанной с обучением и памятью. Они способны восстановить правильный баланс микробиоты, снизить уровень физиологического и психологического стресса, тревоги и депрессии, сделать мозг активнее, помочь в контроле эмоций.

Очень важно задуматься семейным парам об оздоровлении собственного микробиома еще на этапе планирования беременности. Это позволит избежать многих осложнений беременности и родов, внутриутробных и неонатальных инфекционно-воспалительных осложнений, повысить адаптационный потенциал новорожденных и обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие ребенка. В дальнейшем, регулярные курсы оздоровления микробиома должны использоваться всей семьей для поддержания нормальных функций всех органов, в том числе и мозга.

Следует отметить, что сегодня исследования связи микробиома с развитием интеллекта находятся на пике интереса ученых. Лучшее понимание данной связи позволит разработать новые стратегии для улучшения психического здоровья населения, в том числе интеллектуального развития детей с самого раннего возраста и поддержания мозговой активности взрослых на протяжении всей жизни. Уже сегодня становится все более очевидным, что поддержание микробиома с помощью пробиотиков и других оздоровительных средств с доказанной эффективностью позволит улучшить показатели как физического, так и интеллектуального здоровья детей и взрослых любого возраста.

Полный спектр пробиотических средств для оздоровления микробиома — http://shop.symbiter.ua/